
4 мая исполняется 70 лет режиссеру Анатолию Васильеву. Очень сложно подбирать слова, чтобы описать, кто же такой Анатолий Васильев. Вернее всего будет назвать его режиссером-реформатором.
Наверное, будет правильным этого выдающегося режиссера судить по его спектаклям. Ведь среди его спектаклей и те, которые можно поставить в один ряд с самыми главными спектаклями ХХ века. Все остальное кажется неважным.
Напомним, что после того, как Сергей Капков пришел Департамент культуры Москвы, он заявил о том, что планирует вернуть знаменитого режиссера в столицу. После разговора с Капковым Васильев встретился с Авдеевым, и после месяца раздумий было принято решение о возвращении Васильева в историческое здание театра «Школа драматического искусства», где режиссер будет работать над проектом «Педагогика для педагогов». Сергей Капков тогда сказал, что надеется на скорую реализацию проекта.
Прошло уже шесть лет с того момента, как Васильев был уволен с должности художественного директора театра, а в июле будет уже пять лет, как Васильев прекратил сотрудничество со «Школой драматического искусства».
Причиной конфликта с властями Москвы стало здание на Поварской, которое забрали у театра «Школа драматического искусства». В результате Васильев оставил театр, который основал в 1987 году, и уехал из страны. Сейчас, судя по всему, он не собирается ставить спектакли. Его идея с постановкой «Дон Жуана» расстроилась, так как не смогли договориться о сроках. Васильев всегда говорил, что любит работать долго.
Многие шли на его спектакли с неким предубеждением. Там, на Сретенке, варилось что-то чуждое от глаз других, и к этой жизни допускались лишь избранные. И то иногда их могли позвать, а потом вдруг неожиданно отменить приглашение. Но, как только спектакль начинался, все предубеждение рассеивалось. Его спектакли всегда были очень серьезные, хотя Васильев прекрасно чувствует юмор, и в его спектаклях было место для веселья.
Но не только внешними обстоятельствами можно объяснить уход Васильева из театра. Причиной этому была сама судьба. Для этого режиссера очень важно что-то открывать, но постоянно искал «золото», но, как известно, не каждая жила золотоносная, с чем Васильеву невозможно было смириться. И вот Васильев возвращается в этот легендарный подвал, где ставили такие спектакли, как «Шестеро персонажей в поисках автора», спектакли по Достоевскому, Дюма, «Плач Иеремии», «Диалоги» и другие.
Вспоминаются и такие работы, как «Серсо» с Петренко, Гребенщиковым, «Взрослая дочь молодого человека», «Васса Железнова». Ставил Васильев и спектакли по пьесам Виктора Славкина.
На сайте «Школы драматического искусство» мастер оставил цитату, в которой говорится о том, что ему стало ясно, что же театр делает неправильно, когда выбирает пьесу, распределяет роли и ставит спектакль. По его мнению, театр должен научиться не жалеть времени, не делать образы для выставок и салонов. Только так могут получиться живые вещи.
![]() |
Добавьте свой комментарий | Правила публикации |