В театральных труппах началась глобальная проверка. Собрались уволить многих, кого посчитали профессионально непригодными. Такая политика не проводилась со времен Советского союза, однако, после перемены власти, необходимость в ней пропала. Решили возродить. Однако с какой целью и почему?
Существует концепция долгосрочного развития театра. Инициатива проводить тотальный отбор среди уже работающих артистов – один из ключевых принципов концепции. Министр культуры Александр Авдеев так прокомментировал положение дел, что приблизительно 20% профессиональных работников театра, сами актеры, не проявляют активной деятельности, но зарплату получают. В результате такого скопления якобы необходимых талантов, театры не могут проводить новый набор и включать в штат молодежь, которым не нашлось рабочего места.
Цель аттестации - ликвидация старого штатного расписания, объяснение ситуации актерам, потерявшим навыки профессии, предложение им оставить рабочее место в пользу новых контрактников, из молодого поколения. В Европе контракт - обычная практика, она применима и в театре. В России такая позиция авторитетов не принималась. За всю историю лишь Юрий Любимов, когда был руководителем театра на Таганке, выступал весьма активно за введение контрактной основы в оформление штата.
Алексей Шалашов, директор департамента господдержки искусства и народного творчества Министерства российской культуры, отмечает, что переход на контрактную основу – процесс длительный и требует детального подхода. Например, необходимо возродить актерские биржи, обеспечить людей социальными гарантиями, жильем тех, кто приезжает в столицу из провинций.
Следующая проблема заключается в смене театральных поколений. Почему молодые актеры испытывают сложности, когда хотят стать частью театрального коллектива? Валерий Фокин - художественный руководитель Александринского театра сообщает, что в настоящее время поколение старых актеров очень болезненно воспринимает перемены, проявляя нежелание следовать новыми тропами, ее психология искаженная, «больная» моментами, поэтому эволюция затянется еще на неопределенный срок.
Стоит заметить, что дефицита в молодых кадрах театры не испытывают, однако уволить просто так пенсионного возраста актеров не могут. По причине социальных обстоятельств. Например, пожилые актеры не виноваты в том, что в пьесе для них типажа соответствующего нет, в силу возраста. Тем не менее, в профессионализме этого актера сомневаться не приходится. Вот почему так болезненно представить, что тех, кто поддерживал искусство на протяжение всей своей жизни, просто в силу обстоятельств попросят освободить место.
Добавьте свой комментарий | Правила публикации |