Высшая школа собирается перенять западный вариант, введя единый экзамен для бакалавров. Однако такое нововведение было воспринято неоднозначно ректорами вузов.
В рамках преобразования высшей школы министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко планирует внедрить единый экзамен для бакалавров, а также государственную итоговую аттестацию (ГИА).
Сам экзамен еще не введен в широкий обиход, но разговоры о нем уже перешли за рамки простых слухов. Сегодня ЕГЭ почти всеми воспринимается как свершившийся факт. Так, на прошлой неделе, накануне очередного вступительного сезона, ректоры ведущих Вузов страны снова подняли вопрос введении ЕГЭ для бакалавров. Причем, каждый из них отзывался по-разному об этом.
Идея введения подобного экзамена зародилась в кулуарах Минэкономразвития в ходе поиска из образовавшегося в экономике тупика, по причине того, что вузы не ведут совместную работу по подготовке кадров с работодателями. Иными словами, многие работодатели остаются недовольными уровнем подготовки выпускников вузов. В министерстве полагают, что сама форма экзамена не имеет никакого значения, главное, придерживать того принципа, чтобы выпускник бакалавриата смог доказать, что он владеет теоретическими знаниями по дисциплине и может выполнять определенный минимум работ, связанных с ней.
Идея была благосклонно воспринята и в Минобразовании, только развивать ее там стали в несколько ином русле. Было установлено, что качество образования бакалавров не находится на должном уровне, поскольку учат и проверяют знания одни и те же люди. Отсюда вывод о независимой оценке качества знаний, полученных в ходе учебы выпускниками вузов. Таково профессиональное мнение министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, высказанное им в ходе встречи с редколлегией «Независимой газеты» осенью 2011 года. Единый экзамен для бакалавров должен будет прийти на смену привычным госэкзаменам, проводимым вузами. Именно от этого и будет зависеть возможность выпускника продолжить свое образование в магистратуре. О ближайшем введении ЕГЭ для вузов (примерно через 2-3 года) было объявлено на коллегии министерства около месяца назад.
На прошлой неделе Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов, выразил свое одобрение по поводу возможного введения ЕГЭ для бакалавров (конференция в РИА Новости). Владимир Филиппов обратил внимание на тот факт, что в госкомиссии, принимающей итоговый экзамен у выпускников, 70% преподавателей являются своими, т.е. лично знакомы с выпускниками и вели у них занятия, а потому они никогда не поставят им двойки. Поэтому следует отказаться от принципа «сам учу, сам принимаю экзамен» по отношению к выпускным экзаменам на получение диплома. Поэтому было предложено тестирование выпускников на компьютере, чтобы оценивать полученные знания мог сам выпускник, а не комиссия. При наборе меньше 70 баллов из 100 возможных, выпускник лишается права получить диплом.
Положительно о ЕГЭ для бакалавров отозвался также и Ефим Пивовар, ректор Российского государственного гуманитарного университета. Он убежден в том, что госэкзамен должен носить независимый характер. По мнению Пивоварова, на выпускном экзамене следует проводить тест от работодателей. Хотя не стоит подменять им сам экзамен, но ввести его в виде дополнительного испытания, так сказать для получения дополнительной оценки.
Сам экзамен, по мнению министра Андрей Фурсенко, лучше проводить в письменной форме, чтобы его результаты могли проверить работодатели и эксперты, никак не связанные с вузом, где обучался бакалавр. Целью такого новшества является по возможности максимально устранить оценку преподавателя выпускника, при этом госкомиссия должна комплектоваться не преподавателями вуза, а министерством.
В ходе своих рассуждений на эту тему Ефим Пивовар пришел к выводу, что вузу надлежит проводить свои испытания знаний выпускников, при этом работодатель также может высказать свои пожелания, но ему представляется нереальным ситуация, когда работодатель сам приедет в вуз и станет проверять знания выпускников.
Иными словами, в теоретическом плане ректоры пришли к согласию относительно независимой оценки знаний выпускников, но они пока не могут найти консенсус в отношении технической части проведения аттестационных испытаний для бакалавров. Помимо этого, весьма скептически они воспринимают участие в этом процессе самих работодателей.
Добавьте свой комментарий | Правила публикации |