Существуют различные критерии для определения престижа вуза, одним из таких критериев является интерес иностранных студентов к вузу.
Недавно Высшая школа экономики провела очередную XIII-ую Апрельскую международную научную конференцию, которая была посвящена проблемам развития экономики и общества. На конференции в секции «Развития образования» прошел круглый стол, где обсуждалась дифференциация университетов. Были сделаны следующие выводы: высшее образование сужается, поэтому не стоит ожидать слишком больших результатов от университетов в ближайшем будущем. Вузам в России нужно дать время на развитие.
Высказала свое мнение также Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ ГУ. Она считает, что сейчас высшее образование переживает переходный период, или скорее спад спроса на него. Если с 1995 по 2005 годы наблюдался существенный подъем спроса на высшее образование, когда резко возросла численность студентов, обучающихся как на платной, так и на бюджетной форме, то уже с 2006 года началась обратная тенденция, оттока студентов, что объясняется демографическим спадом и финансовым кризисом. Также наблюдается ужесточение бюджетной политики государства по отношению к вузам. Уже вряд ли можно надеяться на рост финансирования сферы образования в ближайшее время. Тем самым рынок образования вместо того, чтобы расширяться, сжимается. Иными словами, в обществе падает спрос на образование, что приводит к тому, что вузы начинают конкурировать друг с другом по качеству своего образования.
Ведущие вузы страны пока вырываются вперед по числу обучающихся в них студентов, но вот их качественные характеристики неоднозначны. Свидетельством качества образования в вузе может служить увеличение числа иностранных преподавателей и студентов. Однако такой картины на сегодня пока не наблюдается.
Для того, чтобы выйти на мировой рынок образовательных услуг, требуются определенные ресурсы. В последнее время с последними могут возникнуть серьезные проблемы. Для продолжения развития вузов необходимо основать свободные эконом. зоны при федеральных вузах, типа того, как это было сделано в Турции. Еще одним вариантом может стать реализация проекта частного и государственного партнерства, а также внедрение федеральных экспертов в число советов наблюдателей и попечителей вузов.
Наши вузы до сих пор не вышли еще на мировой рынок услуг в области образования, о чем было отмечено за круглым столом в ВШЭ. Единственным исключением из этого правила является МГУ имени М.В.Ломоносова, филиалы которого были открыты в Казахстане и Киргизии. Как показывает зарубежная практика, у одного вуза может насчитываться порядка 50-60 филиалов в различных странах, при этом качество образования в них ничем не хуже, чем у центрального вуза.
Также пока у вузов поддерживаются слабые связи между практикой и теорией, и наблюдается тенденция объединения вузов по отраслевому принципу, что не совсем хорошо, поскольку создает стойкую индустриальную модель вузов, которая сегодня уже не отвечает требованиям экономики и развития общества.
К тому же, возросло число платных услуг в сфере образования – с 42 миллиардов в 2000 году до 327 миллиардов в 2010 году. В среднем на 24%. Само же число вызов сократилось с 1134 в 2008 году до 1080 в в 2012 году. Число платных студентов в Российской федерации на каждые 10 тысяч человек населения составляет 310 человек, а бюджетных – всего 183 человека. В целом, это составляет 493 студента. При сравнении с другими странами, оказывается, что мы здесь уступаем только Румынии (514), Польше (551) и США (612).
Добавьте свой комментарий | Правила публикации |